История шахмат ч.4: Сянци.
Объёмные фигуры существовали в Индии с незапамятных времён: это была местная традиция. Ими играли во все виды гонок, в редкие военные игры, но они практически никогда не делились по рангам. Нет никаких предпосылок для деления совершенно одинаковых конических фишек таблана и чаупара на коней, слонов и прочие шахматные фигуры. Скорее всего, шахматные фишки обязаны своим появлением китайским жрецам, которые использовали для предсказаний доски с астрологическими символами и плоские фишки с изображением созвездий, небесных тел и священных значков. Фишки перемещали посредством лёгких ударов по доске снизу, хотя возможно, что иногда в доску встраивали магнит: Сыма Цянь в своих «Исторических записках» (II в. до н.э.) упоминает некие «сянь и» («шахматы горных волшебников»), в которых фигуры каким-то образом притягивались и отталкивались друг от друга. Вероятно, на стыке сакральных гадательных досок, стратегических игр и гонок типа Любо и возникли китайские шахматы - сянци.
СЯНЦИ (象棋)
Согласно «Истории Северных Династий», в мае 549 года н.э. император Ю Вэньян закончил книгу «Сянь Тинь», где в числе прочего рассмотрел достоинства новой игры «сянси» (象戏). Это ещё не сянци - от возникновения Любо до появления современных сянци прошло более 1000 лет. Эта книга была утеряна, однако написанные в эту же эпоху книги Вань Бао «Сянь Тинь Су» и Гэнь Синя «Сянси Фу» сохранились. Доска сянси была квадратом 8x8, разделённым на внутренний и внешний слои. Фигурами были: Рыцарь, Золото, Дерево, Вода, Огонь, Земля и Дракон, которым сопутствовали Солнце, Луна и Звезда. Король помещался во внутреннем пространстве, дракон – во внешнем. Доска эта напоминала доску сянци, равно как и позиции фигур.
Сыма Цянь (Сым Гуань) (1019-1086), был советником династии Северная Сун. В его книге описаны также громадные «Сянси семи царств», в которые играли на сетке Го 19х19 во времена воюющих царств – с 476 г. до н.э. и до объединения Китая в эпоху династии Цинь в 221 году до нашей эры.
Семь армий представляли семь царств: Цинь (белые), Чу (красные), Хань (оранжевые), Ци (индиго), Вэй (зеленые), Чжао (фиолетовые) и Ян (чёрные). Правила были напечатаны на день Фестиваля фонарей на второй год эпохи Кайси во время правления императора Чжао Го Нан династии Сун (24 февраля 1206 года) и имели широкое хождение в народе. Оттиск с этого штампа приводится и в книге. В этих правилах впервые упомянута фигура «катапульта» (предшественница «пушки»). Кроме того, это первая китайская шахматная игра, полные правила которой сохранились.
Если играли семеро (максимальное количество), каждый играл за одно «государство». Если шестеро, игрок, который играл за белых (Цинь) брал в союзники одно государство. Если играли пятеро, то в дополнение к этому красные (Чу) тоже заключали союз с другим государством. Если 4 – появлялся союз Ци+1, а вот если 3, то Цинь заключала не один, а два альянса. Приоритет, как видно из вышесказанного, был у белых и красных.
Жители Поднебесной, весьма охочие до всяких церемоний, и в игре вели себя подобным образом. Принимая командование над армией союзных государств, игрок провозглашал:
«Если любое из государств под моим командованием будет потеряно, это случится из-за моей неосторожности»
, а если он приказывал союзнику напасть на сильно укреплённое другое государство, то в качестве штрафа должен был выпить бокал пива или настойки.
Ход передавался против часовой стрелки; красные ходили первыми.
В каждой армии было 17 фигур (в общей сложности 120). Император Чжоу находился в центре доски в знак уважения к Сыну Неба; у него не было армии и он не участвовал в сражении. В каждой армии были следующие фигуры:
* Один «Генерал» (Цзян) – ходил как ферзь в современных западных шахматах.
* Один «Адъютант» (Пян) – ходил как ладья в современных шахматах.
* Один «Офицер» (Бай) – ходил как слон в современных шахматах.
* Один «Дипломат» (Синь Рен – «герольд», «глашатай», «парламентёр») – эта уникальная фигура тоже ходила как современный ферзь, но не могла рубить или быть срубленной и использовалась только для защиты и блокировки. При начальной расстановке «Дипломат» стоял на самом острие атаки, впереди славного войска.
* Одна «Катапульта» (Пао) – ходила как пушка в сянци, то есть двигалась как ладья в современных шахматах, но для захвата требовалась наличие ещё одной фигуры между нею и объектом атаки.
* Один «Лучник» (Гонь) – ходил как современный ферзь, только на 4 пункта. Не мог перепрыгивать через другие фигуры.
* Один «Арбалетчик» (Ню) – ходил как ферзь, только на 5 пунктов и тоже не мог прыгать.
* Два «Ножа» (Дао) – ходили на один пункт по диагонали.
* Четыре «Палаша» (Джиань) – ходили на один пункт по вертикали или горизонтали.
* Четыре «Всадника» (Ци) – аналоги коней в современных сянци: ходили на 1 клетку по прямой линии, затем на 3 по диагонали. Не могли перепрыгивать черед другие фигуры.
По-видимому, в игре Любо недаром были многогранный кубик и жетоны, ибо эта система перекочевала и в сянси. Если игрок делал плохой ход, он мог взять его обратно только после оговоренного штрафа – бокала пива, пропуска следующего хода и т.д. За неправильный ход также следовал штраф. Если игрок атаковал своего союзника, вся эта союзная армия снималась с доски.
Игрок побеждал другое государство, если захватывал фишку Генерала, но и без этого мог выиграть, захватив более 10 других фишек. Если враг еще не потерял столько, а собственная армия игрока в ходе атаки теряла больше десяти, она сама удалялась с доски.
После игры следовал подсчёт, и игрок, который в конце игры захватил больше всех фишек, получал «питейную победу»: проигравшие пили особый напиток, который употребляли только за игрой. Если игрок захватил двух Генералов или взял в общей сложности 30 меньших фигур, он объявлялся «Гегемоном». Как только это происходило, остальные «государства» воздавали ему дань уважения… и пили ещё один круг.
Эти правила сегодня вызывают улыбку, ибо сразу вспоминается анекдот («А что, от меня должно шахматами пахнуть?»). Неизвестно, сумел ли кто-нибудь доиграть хоть одну партию до конца. Не нужно быть мудрецом, чтоб догадаться, что при такой системе штрафов количество ошибок увеличивались в геометрической прогрессии, и неудачливый игрок очень скоро проигрывал (если не засыпал за столом на потеху оставшимся в здравом уме и твёрдой памяти).
В середине эпохи династии Тан сянси развились и стали похожи на современные сянци. Помимо курьёзных «Сянси семи государств» существовало ещё несколько разновидностей этой игры: сянси 8x8; гуаньсянси, изобретённые Джао Пужи; дасянси, и популярные среди простого люда сяосянси. В итоге, сяосянси обрели наибольшую популярность в народе и были приняты большинством любителей. Удивительно, что за 4 века до изобретения шахмат китайцы уже додумались до фигур с ходами современного ферзя и офицера – а затем отказались от этого.
Несмотря на то, что название игры записывается одними и теми же иероглифами, на пекинском диалекте название звучит как «сян-ци» или «шьянь-чи», на кантонском произносится как «джунг-кей». Китайское слово «xiangqi» состоит из двух иероглифов, первый из которых, «Сян» 象, означает в настоящее время: слона, портрет, явление, слоновую кость, конфигурацию звёзд, примету, действие, игру, официального переводчика. Второй иероглиф, «ци» 棋, означает шахматную фигуру, шахматы или другие настольные игры. К тому же, «сянци» – не единственное слово для обозначения китайских шахмат. Отследить все ссылки невозможно, но почти все переводы («шахматы слонов», «шахматы слоновой кости», «образные шахматы») не то чтобы являются необоснованными, но вызывают новые вопросы. Слон для древнего Китая не был умопомрачительной диковинкой, как для европейцев, но не был и чем-то привычным, обыденным. Фишки и правда вырезали из слоновой кости, но далеко не всегда, гораздо чаще их делали из дерева, фарфора или просто чеканили из меди, как монеты. Многие отмечают, что в большинстве написаний слова «сянци» так или иначе присутствует иероглиф сян 象 или сян 相. Но если первый означает «слон», то второй символ означает, среди прочего – «канцлер», «министр», «главный советник». Эти два слова – омофоны с 600 г. н.э. и похоже звучали с 1000 г. до н.э. Возможно, произошла простая подмена одного понятия другим, и «игра советников», мудрецов, превратилась в «игру слонов».
Официально считается, что современные сянци изобрёл (вернее, стандартизировал) в 569 г. н.э. император У Ди из династии Северная Чжоу. В итоге эта игра вкупе с Го (вэйци) постепенно вытеснила Любо. Полный набор фигур эпохи Сун, вполне тождественных современным, был найден в погребении в Луояне (пров. Хэйнань), ему около 900 лет. Плоские фишки с иероглифами вырезали из кости, дерева, панциря черепахи или нефрита, ваяли из керамики, но конкретно эти – чеканные, медные, потому их часто принимают за китайские монеты. Самые старые фишки несут двойную маркировку – иероглиф на одной стороне и графическое изображение на другой.
В последние годы правления династии Южной Сунь философ Чен Юантинь написал энциклопедию повседневной жизни «Шилин Гуаньтьи», в которой привёл в числе прочего правила сянци, 10 советов по игре, классические обозначения и стоимость фигур, примеры из практических игр, эндшпили и т.д.
Эти 10 советов (полезные в любой игре) таковы:
1. Следует страстно стремиться к победе.
2. Не следует вторгаться в позиции противника слишком налегке.
3. Атакуя противника, надо также защищать себя.
4. Иногда надо жертвовать частными интересами для взятия инициативы во всей игре.
5. Надо жертвовать слабыми фигурами, чтобы спасти сильные.
6. Находясь в большой опасности, надо пожертвовать бесполезную фигуру, чтобы выиграть всю игру.
7. Не следует двигать фигуры без размышлений.
8. Надо хвататься за возможность в правильный момент.
9. Если не можешь победить, надо избегать прямого столкновения.
10. В тяжёлые времена не следует мечтать о победе. Надо пытаться минимизировать потери, не теряя шансов на победу.
Вероятно, вот от этих событий и следует начинать отсчёт возникновения сянци как сформировавшейся игры. Отныне игровой процесс больше не зависел от броска костей, главную роль стали играть интеллект и опыт.
Что любопытно - количество названий фигур в сянци совпадает с числом священных сокровищ в буддизме (7): это могущественный военачальник (удачливый полководец), министр (мудрый советник), чудесный слон, конь со сверхъестественными способностями, летающая в любую точку мира колесница, царственная супруга (царица) и волшебная драгоценность. Эти семь сокровищ имеет, согласно буддизму, каждый чакравартин (его отождествляют с игроком) – идеальный правитель, устанавливающий царство справедливости. По первым 5 пунктам фактически прямые текстуальные совпадения, аналогом царицы является пушка, а драгоценностью - пешка.
Самым знаменитым игроком во времена династии Мин был Ли Кайсян (1502-1568). Он давал противникам фору в 3 хода, а слабым – даже коня, сложил множество стихотворений о сянци, но, к сожалению, не оставил после себя пособий по игре.
Самое же известное пособие тех лет – четырёхтомник «Ю Чжун Ми» вышло в 1632 году, автором его был Чжу Тинжэнь по прозвищу Непобедимый. Ещё одним великим мастером Го и сянци был Су Синъю (1650-??), который, как пишут летописи, «победил всех игроков в Поднебесной», но и он в итоге уступил титул молодому игроку по имени Чень Ланжу. Летописи упоминают многих великих игроков, и перечислять их здесь не имеет смысла, лучше обратиться к
, изданной Китайской Ассоциацией Сянци, которая переведена на русский и находится в свободном доступе.
Китайцы с их любовью к пышным церемониям, цветистым именам и сложной иерархии, и к шахматной игре относились так же. Умение играть в шахматы («ци») в Китае ценилось чрезвычайно высоко и считалось одним из четырёх основных видов искусств наряду с цин (музыкой), хуа (живописью) и шу (каллиграфией). Стоит упомянуть, что в Индии к шахматам никогда не было такого трепетного отношения - там они всегда были чисто развлекательной игрой с оттенком созерцательной, медитативной практики. В Китае же существовали 9 школ из знаменитых игроков в сянци, представителями которых были
Восемь Талантов Востока Реки Янцзы
и
Три Великолепных Игрока Провинции Хэбэй.
Однако самой известной из древних книг по сянци является «Байю Сянци Пу», опубликованная в 1801 году, в эпоху Цин. В годы императоров Каньси и Тяцыня было создано несколько шедевров, самыми известными из которых стала книга «Мэй Хуа сянци» и четыре великих учебника Пайтю: «Коллекция эндшпилей Синву», «Учебник сотен игр в сянци», «Учебник сянци Чжу Сянь Чжая» и «Юаншен Хайкуо». Далее развитие теории сянци замедлилось, и хотя в новое время и были созданы такие шедевры, как «Руководство по практической игре» Шиянь Итю, больше внимания уделялось соревновательному аспекту.
Вполне объяснимый спад интереса к сянци произошёл в годы Второй Мировой войны, становления КНР и культурной революции, однако в наше время сянци снова популярны, особенно в Восточном, Северном и Южном Китае; тремя центрами игровой культуры являются Шанхай, Пекин и Гуанчжоу. В конце сентября 1930 г. в Гонконге состоялось первое в истории сянци командное первенство между игроками Восточного и Южного Китая. Представителями Восточного Китая были Чжоу Дэю и Лин Исян из Шанхая, а за Южный Китай выступали Ли Циньчуан и Фэнь Тиньжу из Гуанчжоу. Закончилось соревнование вничью: соперники оказались равны, а капитан команды Южного Китая, Ли Циньчуан, удостоился титула «Непобедимый игрок». В январе 1956 года Государственная Комиссия по Физкультуре и Спорту признала шахматные игры видом спорта и объявила о проведении Национальных Турниров по сянци, Го и шахматам. Первым официальным чемпионом КНР по сянци стал Ян Гуанлин. В конце 1970-х начали проводиться и женские соревнования, и первой национальной чемпионкой стала Хуань Зитун.